Лозунг: «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

«Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш » (Сухомлинский В.А.)

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Нравственное воспитание личности - длительный и сложный процесс и его успешное осуществление требует согласованности действий всех участников педагогического процесса: детей, воспитателей, родителей. Основная задача детского сада в области нравственного воспитания детей заключается в том, чтобы обеспечить накопление у детей положительного опыта и тем самым добиться прочного преобладания общественно и личностно значимой направленности, предупредить возможность накопления отрицательного опыта эгоистической направленности.  А это значит добиться того, чтобы для детей дошкольного возраста были эмоционально неприятными, отталкивающими даже представления о таких поступках, которые наносят ущерб окружающим людям, чтобы у них не появилось стремление нарушать интересы и желания других, даже ради лично очень привлекательной цели .

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении к самому себе, и в отношении к другим людям, к коллективу, к искусству.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками.

Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти - положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него.

Нравственное, трудовое планомерно осуществляется в повседневной жизни ребенка, в процессе организуемого взрослыми посильного труда, в игровой и учебной деятельности.

Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и поведение гражданина общества.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

Нравственное развитие ребенка-дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьей.

Глубочайшее своеобразие процесса нравственного воспитания состоит в том, что он органически вплетен в повседневную детскую жизнь, его нельзя организовать как особую деятельность детей, его нельзя выделить в особый акт и регламентировать подобно занятиям. Нравственно воспитать ребенка в детском саду - значит соответствующим образом организовать весь строй его жизни. Это значит, что построить деятельность следует таким образом, чтобы в каждом факте общения ребенка с окружающими людьми всегда находили свое конкретное воплощение те нравственные качества, которые мы хотим у него воспитать. Дело решается не только созерцанием положительного примера, сколько такой организацией жизни детей, при которой они становятся активными участниками отношений и реально овладевают положительным образцом путем совершенствования своих поступков и поведения .

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, формирование морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. Этот процесс протекает с первых лет жизни ребенка и отличается целостностью и единством, предполагая установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания дошкольников с учетом их возрастных особенностей.

Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в следующем: воспитание начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т.); воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей; воспитание любви к Родине, уважения и симпатии к трудящимся. Особенно важной задачей является воспитание у детей трудолюбия, проявляющегося в устойчивом желании и умении трудится.

Осуществляя во взаимодействии все эти задачи, педагог влияет на сферу чувств ребенка, воспитывает привычки нравственного поведения, формирует правильные представления о некоторых моральных качествах и доступных детям явлениях общественной жизни, постепенно развивает способность к оценке и взаимооценке.

Воспитание нравственных качеств может происходить на занятиях, в игре, в труде, в бытовой повседневной деятельности.

Одним из средств формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте является подвижная игра.

Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры, а также при использовании подвижных игр необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст ребенка.

Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. Воспитатель должен поощрять даже самые незначительные стремления к общению детей друг с другом, к проявлению гуманных чувств, доброжелательности. Воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности. Уже малышей трехлетнего возраста педагог учит проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам. Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживанию. Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений.

Воспитание у детей нравственных качеств таких, как культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к окружающим людям), способности оказать помощь одна из важнейших задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители .

Игры создают доброе, радостное настроение детей.

Итак, нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется в отношении его членов, ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения, делает их своими, принадлежащими себе, выражения отношения к окружающим его взрослым, сверстникам. Процесс формирования нравственных качеств в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:

- в этот период взрослый является для детей образцом для подражания, а также источником познания или значимости и ценности объектов, явлений окружающей действительности. Подражая взрослым, они усваивают образцы поведения, соотношение нравственным нормам;

- дошкольники осознают себя и других носителями определенных качеств, способны оценить себя, свое поведение и действие других с точки зрения тех нравственных норм, которые они усваивают.

Нравственное воспитание включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, осознание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Составила: старший воспитатель Поспелов В.С.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
COMMENTFORM